.
#школа_сонета_киммерийский_крымский_сонет
#система_оценки_поэтического_текста
Данная подборка – свежий пример творческой работы на основе индивидуальной авторской стратегии с использованием «комплексной системы оценки поэтического текста»
Первый цикл:
- обращено внимание на стабильность / интегральный показатель качества не должен был быть ниже 0.700
- поставлена задача преодолеть отметку ипк в 0.800
- экспериментально опробовать различные стилево-жанровые профили
Предполагаемый второй цикл – переработка текстового материала (написанных ранее сонетов) ипк которого находится в диапазоне (0,226-0.699) а это 48 сонетов
Т.е. если я хочу издать книгу и не опозориться, имеющегося и находящегося под рукой инструментария вполне достаточно. Кроме того, в связи с отсутствием профессиональной, доступной критики появляется оценочная база, которая является хорошим вспомогательным подспорьем для написания авторецензии более объективной, нежели индивидуальное мнение.
Для авторов, которые хотят пройти тот же путь двери открыты и предложен формат оформления постов от 1 текста, подборки 12-ти текстов, до книги.
КОД ОТКРОВЕНИЯ
(к сборнику «Киммерийский код» http://stihi.ru/2025/10/20/4483)
СОДЕРЖАНИЕ
- Безликий мир здесь обретает плоть (ипк: 0.712 / http://stihi.ru/2025/10/20/5069 )
- Звезда в ночи над пепельной Ай-Петри (ипк: 0,698 / http://stihi.ru/2025/10/20/5407 )
- Фонтан в Бахчисарае не звенит (ипк: 0.724 / http://stihi.ru/2025/10/20/6438
- Ткала (ковёр ли?) до рассвета дочь (ипк: 0.761 / http://stihi.ru/2025/10/20/6988 )
- Дымок над саклей в предрассветный час (ипк: 0,746 / http://stihi.ru/2025/10/20/7853 )
- Всё та же и ещё одна Россия (ипк: 0.778 / http://stihi.ru/2025/10/20/8525 )
- Самшит подстрижен в идеальный шар (ипк: 0.811 / http://stihi.ru/2025/10/21/6 )
- Семь связок хвороста, понурый ослик (ипк: 0.767 / http://stihi.ru/2025/10/21/2983 )
- Бахчи и пашни, пыль рыбацких сёл (ипк: 0.790 / http://stihi.ru/2025/10/21/3444 )
- За гору солнце закатилось. Тьмой (ипк: 0.806 / http://stihi.ru/2025/10/22/1884 )
- Всё сказано. Слова устали. Краски (ипк: 0.830 / http://stihi.ru/2025/10/22/2350 )
- Как акварель попавшая под дождь (ипк: 0.794 / http://stihi.ru/2025/10/22/3059 )
===============================_kks_==============
ОСЕННИЙ ГУРЗУФ
(метафизический пейзажный киммерийский сонет с элементами неоромантизма и философской медитации)
Безликий мир здесь обретает плоть
Не в яблоках, а в гроздьях винограда.
Гурзуф осенний в бурке листопада
И волны Богу не собрать в щепоть.
И в этой ясности Медведь-гора,
В камнях зола вечернего костра
И в тучах – первой звёздочки лампада.
Точнейшая из поздних литургий
Недавно стихших яростных стихий,
Прозренье в том, что нет для веры ада.
И тычется носами листьев рой
Не в символы, а в старой сливы тени.
Природа не читала де Монтеня
Четвёртый том и первый, и второй…
АЙ ПЕТРИ
(космологическо-философский сонет с элементами экзистенциальной лирики и научной образности)
Звезда в ночи над пепельной Ай-Петри –
Горящий водородный шар, чей свет
Летит к земле десятки тысяч лет,
Чтоб утонуть в зелёной хвое кедра.
А я?.. А я – белковый организм,
Чье житие – ничтожный архаизм,
Тля на листке, оранжевая цедра.
Нам не вести веками диалог,
О том, что скоро подводить итог,
Не приучать, как псов, шальные ветры.
Сознанья чудо в этом то и есть,
Связать тепло и холод, кровь и космос,
Вино в кувшине и пшеничный колос,
Душевный стон и ангельскую весть.
БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН
(историософский сонет с элементами интертекстуальной игры и метафизической лирики)
Фонтан в Бахчисарае не звенит,
Лишь шепчет капли в каменную чашу,
А рядом немец с охровым ягдташем
И англичанин Бенджамин Ли Смит.
И это чаша – ухо, чтобы слушать
Ход времени, оценивая души
Грошами, что отлиты из воды.
Де Богарне, Мари-Луиза Габсбург,
Кирилл, Мефодий… Вытекли из азбук
Все буквы… И не капли то – следы,
Ведущие по призрачным дорогам
В чатму из тьмы в узорчатых коврах
Придумывая встречи в новых днях,
Похожих на скупые слёзы Бога.
В СЕЛЕ КОККОЗ (голубой глаз)
(мифопоэтический безрифменный сонет с элементами неофольклоризма и метафизической образности)
Ткала (ковёр ли?) до рассвета дочь
Али в селе Коккоз, вплетая в бездну
не только геометрию небес –
орнамент звёзд над Чатыр-Дагом, вечность,
осеннюю (на сто вселенных) ночь,
тропу, ведущую от горных пастбищ,
изгиб руки, и в той руке кувшин,
и пятна света на стене, и тени,
в щитке плетёной двери плач луны.
Её ли пальцы стали твёрже мысли
философа, постигнув плотность строк
колючих нитей, их цветную правду,
с которой сходятся миры в узор –
единый для овец, людей и Бога.
ОЗЕНБАШ
(этнографическо-метафизический сонет с элементами неоромантизма и историософской рефлексии)
Дымок над саклей в предрассветный час,
И запах кизяка с тоской кочевий,
Туман над Озенбашем всё вишневей,
А женщина лишь щурит левый глаз,
Мешая в чугунке с кипящей мутью
Баранину с бобами ложкой гнутой
Сама, как будто тая и искрясь.
И белый пар, взмывает к черной балке
Как сотни лет назад… Не время жалко,
А то, что исчезает этот сказ,
Как римский легион, стоянки скифов,
И золотоордынцев юрты, и
Мои еще шипящие шаги
На тонкой ленте утреннего мифа.
В ГЁЗЛЁВЕ
(философско-топографический киммерийский сонет с элементами межкультурного диалога и пантеистической лирики)
Всё та же и ещё одна Россия…
Джума-Джами в Гёзлёве, облака,
Плывя над ней царапают бока
И истекают белизной и синью.
И муэдзин, чей голос вновь повис
Над пиалой, в которой жёлтый рис,
Над улицей широкой, над базаром
Мне чужд, я слышу в пенье не слова
Корана – чаек крик, то как листва
Чинары дышит крымским летним жаром.
Зов чистого существованья вне
Фундаментальных догм и толкований,
Когда горячих стоп волны касанье
Дарует ясность слов и мыслей мне.
АЛУПКА
(философско-эстетический сонет с элементами исторической рефлексии и метафизического пейзажа)
Самшит подстрижен в идеальный шар
Садовником, чьи предки здесь служили,
Ещё при Воронцове, жили-были
И верили, что жизнь от Бога, дар.
Течет вода из рыжего брандспойта,
оставленного юношей-жрецом,
читающим под розовым кустом,
То об Евксинском, то Аксинском Понте,
А солнце, что висит над горизонтом –
Из золотой листвы небесный ком.
И кто теперь поддержит договор
Меж хаосом свободы и порядком
Эстетики в мироустройстве шатком,
Поэзию цветов и рифмы гор.
ЭСКИ КЕРМЕН
(историко-метафизический сонет с элементами неоромантизма и экзистенциальной медитации)
Семь связок хвороста, понурый ослик,
Окрестности Эски-Кермена, путь
В июльский жаркий день похож на ртуть,
Мерцающую в лавре низкорослом.
Не больше часа и Мангуп-Кале
Засветится своими черепами.
Что скажет мой попутчик о золе,
Присыпанной полынными цветами?..
Об этой не предсказанной земле,
А обнажённой, смятой небесами…
Поклажи скрип, и не дыханье – хрип.
Жизнь вне истории, в извечном круге:
Прийти, уйти, не вспомнив друг о друге
Среди окаменевших лунных глыб.
СУ-БАШ
(этнографическо-метафизический сонет с элементами неоромантизма и философской медитации)
Бахчи и пашни, пыль рыбацких сёл…
И снова море, каменные плиты:
В гранитном сколе – след подковы, соль
По трещинам – керменских писем нити.
Иными стали: шорох трав, прибой,
В которых слышен мне напев печальный
Татарской девушки, что у причала
Вечерней околдована зарёй,
Кого-то ждёт, который день встречает,
Звездой-слезой, а то… слезой-звездой.
И вечность перестала быть абстрактной.
Дым очага, куст абрикоса, чан
С опавшею листвой, ночной туман
В ущельях гор доказаны де-факто.
БАЛАКЛАВСКАЯ БУХТА
(импрессионистическо-философский киммерийский сонет с элементами колористической лирики и метафизического откровения)
За гору солнце закатилось. Тьмой
еще не придавило берег. Город
вплывает в синий час с лазурью моря,
с индиго листьев, с улиц бирюзой.
И все дома, как будто, из сапфира,
Из мастерской еврея-ювелира,
Пронизаны агатовой строкой.
Мерцают скалы голубым кораллом,
Лавандовым туманом-покрывалом
Готовые укрыться с головой.
Не объяснить… Философы не правы,
Во времени нет время, меры нет.
Поймешь лишь здесь, что рай не место – цвет,
Как этот час в осенней Балаклаве.
НОВЫЙ СВЕТ
(метафизический сонет с элементами элегической медитации и философской рефлексии)
Всё сказано. Слова устали. Краски
исчерпаны. Стоит пустой мольберт
под тамариском. Кто придумал смерть?
Кто предает жизнь вечную огласке?
Финальный образ не пейзаж, не холст.
Отсутствие в нем цвета и возможность.
Сложить из пыли и теней погост,
Вдохнув в кресты и в облака тревожность.
Украсить россыпью упавших звёзд
Неосторожность мыслей, дней ничтожность.
Над морем чайки всё ещё кричат
И мир прекрасен, и не сделать краше
Его ни новомодным вернисажем...
И даже если, всё поняв, смолчать.
ЧУФУТ КАЛЕ
(метафизическо-импрессионистический киммерийский сонет с элементами онтологической рефлексии)
Как акварель попавшая под дождь –
Чуфут-Кале, вид слева… И дорогу
Преображает лужа, целясь в ногу
Небесной синью, не скрывая дрожь,
Той перевернутости мира в мире,
В которой бригантины древних стен,
Плывут над облаками, помня тлен
Иной земли, пророков и кумиров.
Потерянные в днях ориентиры
И плен души, и клети мизансцен.
Змея под камнем и оса в варенье,
И пыль на «Библии», и всё во всём.
Реальность не точнее отраженья,
Ведь времени следов и лжи нет в нём.